Меню Рубрики

Великие эзотерики

Человек проявляет интерес к магическим закономерностям мира, вопросам божественного, высшего и стремления к развитию с древнейших времен.

Эзотерика состоит из огромного массива знаний о мире, поэтому многие известные эзотерики по совместительству были учеными, изобретателями и врачами.

Причем некоторые из этих влиятельных личностей почти неизвестны широкому кругу как маги, оккультисты, мистики и эзотерики.

Направления эзотерики

Эзотерика или эзотеризм – это не наука, а совокупность научных и не только сведений, связанных с устройством мира, восприятием реальности, психологических и духовных аспектах развития и поведения личности. С древнейших времен эзотерические знания считаются тайными и недоступными для непросвещенных, хотя рассматриваются, обсуждаются и интерпретируются в наше время очень широко.

Классификация эзотерики довольно условна, потому что требует включения самых разных научных, светских и культурных направлений деятельности.

В кратком изложении в неё можно включить такие учения:

  • магия (алхимия, астрология, парапсихология);
  • гностицизм;
  • теософия;
  • суфизм;
  • каббала;
  • психология (йога, медитация);
  • парапсихология;
  • масонство;
  • ваджраяна;
  • антропософия;
  • мондиализм.

Направления эзотерики

Нередко в этот список включают паранаучные учения (нумерологию, некромантию, демонологию, хиромантию, спиритизм, физиогномику и т.п.). Далее рассматриваются ключевые личности, повлиявшие на развитие и распространение указанных эзотерических направлений, в соответствии с направлением деятельности.

Самые известные деятели эзотеризма в истории

Болос Демокритос

Болос Демокритос или Болос из Мендеса – античный ученый, считающийся, по мнению многих историков, первым алхимиком. Считается, что он развивал учения египетских традиций мистицизма, практиковал заклинательство.

Египетские заклинания встречаются в его трудах с акцентом на дыхательный контроль и звуки. В целом, именно сочинения Болоса стали основой для учения алхимии, которое на долгие века захватило умы западных и восточных исследователей.

В книге «Физика и мистические вопросы» Болос утверждает, что основу материального составляет гармоническое единство, а сама материя непостоянна, может переходить из одного вещества в другое. Он сформулировал и попытался классифицировать природные элементы и силы, лежащие в основе неживых и живых материальных форм.

Именно Болос впервые озвучил идею о трансмутации металлов и проводил эксперименты по превращению неблагородных материалов (свинца, цинка и т.п.) в золото.

Джабир ибн Хайян

Абу Абдаллах Джабир ибн Хайян аль-Азди ас-Суфи – автор множества алхимических трудов (хотя есть мнение, что большая часть создана не им), развивавший идеи Аристотеля о четырех первичных свойствах: влажности, сухости, холоде и тепле.

Джабир дополнил этот перечень «металличностью» и горючестью, полагая что двух из шести характеристик достаточно для описания любого металла. Алхимик утверждал, что конденсированные в земле сухие испарения превращаются в серу, а влажные – в ртуть. Разно пропорциональное соединение этих двух составляющих приводит к возникновению семи металлов: золота, серебра, свинца, олова, ртути, меди и железа. Это стало основой ртутно-серной алхимической теории, которой объяснялись характерные для металлов свойства и перспективы трансмутационных работ.

Считается, что Джабир ибн Хайян ввел в алхимии понятие о философском камне – особой субстанции, позволяющей довести соотношение серы и ртути в любом металле до такого соотношения, при котором они образуют золото. В трудах ибн Хайяна также заложены основы нумерологического учения.

Парацельс

Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм, более известный как Парацельс – европейский врач, естествоиспытатель, алхимик и философ, живший в эпоху Возрождения.

Он одновременно является и одним из основателей современных научных взглядов, и ярким представителем алхимического и натурфилософского направления эзотерики. Величайший оккультист средних веков.

Парацельс противопоставлял собственные взгляды на существование живых существ представления Авиценны, Галена и Аристотеля. Согласно ему, живые организмы составляют соли, сера и ртуть, а также ряд других веществ, а путь к здоровой и счастливой жизни – гармония этих составляющих.

Парацельсу близки принципы многоуровневого строения физико-духовного тела человека. Он утверждал, что сущность складывают семь элементов или тел: физическое, электромагнетическое, астральное, животная душа, разумная душа, духовная душа, частица божественного Я.

Самые известные эзотерики в истории

Джордано Бруно

Одиозная фигура эпохи Возрождения и всей мировой истории.

Поэт, выдающийся мыслитель, эзотерист и философ.

Он во многом превзошел представления своего времени об устройстве Вселенной, что сильно противоречило социально-религиозным принципам, за что и был казнен.

В трудах Джордано Бруно есть много отсылок и обращений к Гермесу Трисмегисту, что роднит его с большинство других известных деятелей эзотерики, философии и науки. Бруно являл собой удивительное сочетание естественнонаучной и мистической жажды познания.

Биографы итальянца утверждают, что он стал приверженцем гелиоцентризма, потому что видел в этом божественный, магический смысл, стремление ко вселенской упорядоченности и гармонии.

Роберт Фладд

Роберт Фладд – английский мистик, философ, астролог и врач.

Медицинские работы Парацельса развивали и дополняли научное наследие Парацельса, а в философии он придерживался неоплатонизма и гностицизма.

Фладд был убежден в тесной связи науки с астрологией и алхимией. Правда, зачастую его убеждения имели религиозный контекст. Например, он находил единое в Христе и философском камне.

Фладд – христианский эзотерик, утверждавший, что божье учение было передано человечеству через Моисея и Христа. По фладдовскому учению, бог – всему конец и начало, а мир возникает из взаимодействия тьмы и света, как воплощений божественной силы и небытия. Они же являются источниками тепла и холода.

При соединении этих двух основ возникает сухое и сырое, а дальнейшее взаимодействие полученных четырех начал создает землю, огонь, воду и воздух. Таким образом, учение Фладда имеет много общего с алхимией, которой он и увлекался.

Джон Ди

Джон Ди – средневековый астролог, герметист и алхимик, родившийся в Уэльсе и живший в Англии.

Несмотря на то, что Ди был отъявленным христианином, на его мировоззрение повлияли платонические, пифагорейские и герметистские идеи, бывшие в то время очень популярными. Правда, Ди полагал, что начало и мера для всего есть число, и даже называл сотворение мира актом божественного исчисления.

Из герметических знаний Ди «унаследовал» веру в возможность приобретения божественной силы человеком, но по-своему считал, что достичь этого можно через совершенное познание математики.

Ди на пару с другим легендарным эзотериком Эдвардом Келли практиковал вызов ангелов, духов и каббалистические упражнения, основанные на нумерологии. При этом исследователь не видел никакого противоречия в нахождении связи между математикой и мистикой.

Помимо этого, Джон Ди стремился к объединению католической и протестантской церквей. Уладить раскол он рассчитывал за счет обращения к исходным принципам христианства.

Мария I Тюдор назначала знаменитого тогда на всю Европу ученого личным королевским астрологом. Надо сказать, что его предсказания действительно сбывались: Ди напророчил Марии скорую кончину, а её сводной сестре Елизавете – скорейший восход на трон. Многие истории говорят, что Великобритания обязана всесторонним развитием империи в елизаветинские времена Джону Ди.

Люди, оставившие след в эзотерической науке

Эдвард Келли

Известный английский алхимик, медиум и мистик, некоторое время практиковавший вместе с Джоном Ди.

Провозгласил себя медиумом самостоятельно, утверждал, что обладает способностью к превращению неблагородных металлов в золото, вызову ангелов и духов через хрустальный шар.

После смерти в среде англоязычных историков распространилось мнение о надуманности способностей Келли, которое подкреплялось множеством легенд. На некоторое время он стал нарицательным образом мага-шарлатана.

Дружба Ди и Келли зародилась, когда последний потряс ученого спиритическими опытами. В сотрудничестве Келли играл роль скраера – прорицателя через хрустальный шар. По утверждению различных свидетелей, примерно через год после знакомства и тесного сотрудничества Келли представил Ди «Книгу Дунстана» с белым и красным порошком. Он утверждал, что эти вещества позволяют создать особое вещество, подобное философскому камню, с помощью которого легко осуществляется превращение неблагородных металлов в золото.

Келли и Ди вместе со своими семьями пытались заручиться покровительством восточноевропейских монархов, но попытки успеха не сыскали, и алхимикам пришлось кочевать по Европе.

В это время они проводили спиритические сеансы, хотя Эдвард Келли и был более заинтересован в алхимических опытах. Общение с ангелами велось на Енохианском языке, который, по утверждению самих спиритуалистов, был дан им ангелами.

Агриппа Неттесгеймский

Агриппа Неттесгеймский – знаменитый врач и естествоиспытатель, который много интересовался оккультными, алхимическими, астрологическими и натурфилософскими идеями.

Главным трудом его жизни считается «Тайна философия». Известно, что её чтили многие другие классики эзотерики, например Элифас Леви, который и ввел понятие оккультизма. В книге Агриппы описывается небесная, натуральная и церемониальная магия. Из-за магической практики он воспринимался современниками как чернокнижник, маг и колдун.

Много путешествовал, менял профессии, быстро обретал и терял соратников и врагов. Из-за «чернокнижных» деяний обрел отрицательную репутацию, которую недоброжелатели дополняли многими измышлениями. Считалось, например, что некоторые книги Агриппы могли свести с ума или замучить до смерти человека, к которому они попадали после смерти автора.

Иоганн Георг Фауст

Фауст – знаменитый германский чернокнижник XVI века. Повсеместную славу обрел только после смерти, благодаря упоминанию во множестве литературных произведений, в частности – одноименной трагедии Иоганна Гёте.

К сожалению, сложно определить, что из описаний жизни Фауста основано на правдивых фактах, а что выдумано. Известно, что он родился и вырос в Книтлингене, но вынужден был бежать, так как жители невзлюбили астролога и чернокнижника. В этих амплуа он ездил по Европе, представляясь величайшим ученым, говорил, что может воссоздать христовы чудеса.

Биография Фауста во многом похожа на сюжет повести об Еладии. Это раннехристианское произведение рассказывает о человеке, продавшем дьяволу душу.

Образ Фауста используется во множестве литературных, художественных и даже музыкальных произведениях. Персонажи, для которых он в той или иной степени является прототипом, встречаются и у русских классиков литературы Толстого и Пушкина.

Лучшие деятели эзотерики

Элифас Леви

Альфонс-Луи Констан – французский таролог и оккультист, трудившийся под псевдонимом Элифас Леви.

Он проявлял интерес к магическим и оккультным наукам с раннего детства, но изначально планировал посвятить свою жизнь церкви. Был от неё отлучен из-за влюбленности. Вскоре после этого заинтересовался теориями Ганно, что, можно сказать, определило его дальнейшие научные и магические увлечения.

Горя этими идеями, Элифас Леви опубликовал книгу «Библия свободы», за которую, как это ни иронично, был осужден на 8 месяцев тюремного заключения.

Бывший монах был знаком со многими знаменитыми на тот момент в Европе эзотериками и оккультистами, например с Ю. Гене-Вронским и Бульвер-Литтоном. Занимался вызовом духов других магов. Примерно в это же время Альфонс-Луи взял себе псевдоним Элифас Леви, что являлось прямым переводом его имени на иврит. В дальнейшем он жил за счет оккультных исследований и публикаций работ, получал матпомощь от последователей.

Самые известные эзотерики, на которых Леви оказал влияние: Папюс, Алистер Кроули, Станислас де Гуайта. Последний труд знаменитого мага «Ключ к Великим Арканам или Разоблаченный оккультизм» был издан посмертно силами его ученика барона Спедальери.

Папюс

Жерар Анаклет Венсан Анкосс – знаменитый французский оккультист рубежа XIX и XX веков. Член масонских, каббалистических и розенкрейцерских обществ, маг, оккультист, практикующий врач.

За его авторством было издано 25 книг и более четырех сотен статей по тарологии, каббале, магии и оккультизму.

Значительную часть молодости Анкосс провел в Парижской Национальной Библиотеке, изучая работы разных веков по алхимии, каббале, магии, таро. Большое влияние на него оказали труды Элифаса Леви, из которых Жерар и взял себе псевдоним Папюс («врач»). Авторитетными авторами по оккультизму и алхимии для Анкосса также были Луи Клод де Сен-Мартен, Антуан Фабр д’Оливе, Луи Люк и Александр Сент-Ив д’Альведейра.

Папюс поддерживал и развивал идеи тайных сообществ и орденов. Непродолжительно время состоял в теософском обществе Елены Блаватской, хотя и быстро в нем разочаровался. Выпускал журнал «Инициация», бывший, по сути, главным печатным органом мартинистского ордена. Участвовал в создании и продвижении масонских и мартинистских обществ в России, на ближнем Востоке, по всей Европе. Папюс был одним из организаторов Международного масонского Конвента 1908 года.

Для современной эзотерики Папюс ценен как талантливый компилятор. В его трудах систематизирован, проанализирован и изложен огромный массив оккультных знаний, большинство из которых сохраняют актуальность в наши дни.

Падма-самбхава

В переводе с санскрита Падма-самбхава означает лотосорожденный. Под этим именем упоминается индийский учитель буддийской тантры, живший в VIII веке, один из главных культуртрегеров тибетского буддизма.

В некоторых школах буддизма он считается одним из высших учителей и даже вторым Буддой.

Появление Падмасамбхавы было предсказано многими тантрами и сутрами. Махапаринирвана-сутра утверждает даже, что преемник Будды Шакьямуни будет более просветленным, чем он сам. В различных источниках утверждается, что он эманация и перевоплощение Видения разных Будд.

За прошедшие века описание жизни Падмасамбхавы обросло множеством легенд и дополнений, поэтому оно более похоже на вымышленную биографию, чем на настоящую. Тем не менее, такой человек был, он действительно проповедовал на Тибете буддизм и демонстрировал магические способности с целью изгнания одолевших регион демонов. Им лично был построен монастырь Самье, переведены на тибетский язык некоторые буддийские тексты и посвящены несколько монахов из местного населения.

Николя Фламель

Николя Фламель является одной из ключевых фигур средневековой алхимии. Долгое время считалось, что ему удалось получить эликсир жизни и философский камень.

В Париже он изначально трудился общественным писарем. Приобретя папирус «Книга Иудея Авраама», Фламель увлекся его переводом, так как часть книги была написана на арамейском языке. Фламелю пришлось под видом паломника посещать испанские общины евреев (им нельзя было жить во Франции).

Примерно в это время появился миф о том, что Фламель познал тайну философского камня, который в дальнейшем подкреплялся долгой жизнью алхимика.

К середине жизни Николя Фламель стал обладателем крупной собственности, занялся меценатством, благотворительностью, спонсированием искусства, архитектурных реставраций. Богатство также объяснялось современниками как результат открытия величайшей алхимической тайны.

После смерти жены и самого Николя появляются слухи об инсценировке обоих инцидентов. Якобы в действительности чета продолжила жить. Даже находились свидетели, видевшие чету Фламель в 1761 и 1818 годах в Париже (предположительно Николя Фламель умер в 1418 г). Интересно, что в могиле естествоиспытателя, которую вскрыли через два века, не было тела.

Самые известные эзотерики мира

Елена Блаватская

Елена Блаватская – оккультист, теософ, спиритуалист, публицист русского происхождения.

Она утверждала, что является избранницей великого духовного начала и занялась проповедованием собственного учения теософии. В конце XIX века созданное ею, адвокатом Джаджем и полковником Олкоттом Теософское общество активно занималось поиском религиозной и философской истины.

Целью Блаватской было раскрытие скрытых сил человека, постижение природных тайн и секретов. Филиалы общества действовали во Франции, Англии, США и Индии.

Мнения о Блаватской в мировом эзотерическом обществе были полярными. Многие считали её гением своего времени, человеком особого таланта, но были и недоброжелатели. Однако и те, и другие, как правило, признавали, что русская писательница имела очень большой багаж знаний. Западные и восточные буддологи, философы и исследователи предполагали, что Блаватская была посвящена в глубокие положения буддийских и тибетских учений.

В описании своих путешествий и скитаний по миру Елена Петровна демонстрировала большой литературный талант. Некоторые современники отмечали, что она могла даже на ходу писать длинные письма своим друзьям или знакомым в стихах.

Кроме того, она обладала деловой хваткой, добивалась успеха практически во всех своих начинаниях. Основу теософских представлений Блаватской составляло стремление к объединению мировых религиозных, мистических, эзотерических и научных знаний для создания единого Всемирного Братства, вне зависимости от половой, расовой, кастовой, религиозной и любой другой принадлежности.

Эзотерика – всеобъемлющая категория знаний, что неудивительно, ведь попытка собрать, проанализировать и систематизировать весь научный и духовный опыт человечества требует обращения к самым разным областям знаний.

Как видно, многие известные эзотерики были успешными учеными и деятелями науки, заложившими основу для будущих исследований и достижений. Поэтому можно сказать, что эзотерика крайне тесно связана с медицинским, философским, литературным и религиозным развитием человечества. В соответствующей статье мы также представляем список самых известных эзотериков XX века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *